0

В корзине:

0 шт., 0$

RussianUkrainian

Как выбрать лодочный мотор?

выбор лодочного мотора

И так, какой же лодочный мотор купить? Немного истории, в 1907 году Ол Эвинруд предложил совершенно новую компоновку судового двигателя, которая позволила моторизировать практически любое плав средство. Он показал миру лодочный мотор подвесного типа. Теперь мотор легко устанавливается на плав средство, потому, что просто вешается на транец и управляется через ручку, прикреплённую непосредственно на двигателе. На ручке располагается акселератор, а сам мотор подвижно закреплен на транцевой пластине. Современное название этой ручки - румпель. Эта идея прочно закрепилась в мире водномоторников и теперь ПЛМ (подвесной лодочный мотор) самый популярный вариант моторизации плавательного средства.

Тип лодочных моторов

Лодочные моторы различаются по многим характеристикам. Основные считаются такие показатели:

  • Тактность самого двс (тип)
  • Способ управления
  • Система питания
  • Длинна дейдвуда (ноги, размер)

 

Тип двс (тактность)

Моторы бывают четырех и двух тактные. Каждый тип имеет свои недостатки и преимущества. Рассмотрим каждый более подробно.

Двухтактные – основное отличие таких двс это простота конструкции в сочетании с высокими динамическими показателями. Проще говоря – если взять лодочный мотор на 30 лошадиных сил 2х и 4х тактный, то будет такая картина: вес 2хтактника будет ниже в среднем на 25% чем его 4х тактного аналога, а динамика (скорость развития максимальных оборотов) будет выше ориентировочно на 20%. Также 2Т моторы просты в обслуживании и не требует периодической замены масла в двигателе. Еще 2т моторы не требуют особых условий при транспортировке, в отличии от 4т, они могут транспортироваться на любой стороне и в любом положении. За счет своей простой конструкции, в случае затопления мотора, вам понадобится лишь баллон вд40 и пол часа времени. Но конечно есть и недостатки. 2Т компоновка весьма прожорлива. Расход топлива моторов одной мощности 2х и 4х тактных будет примерно таким: если взять двигатель на 30 сил получим следующие показатели 2Т – примерно 14 литров в час, инжекторный 4Т - 7 литров на час. То, есть расход в два раза выше. Также ресурс 2тактного ниже чем у 4х тактного, потому, что 2Т моторы не имеют системы смазки под давлением, у них в картере вообще нет масла, Смазка поступает к узлам трения вместе с горючей смесью. То есть, в бак такого мотора заливается не только бензин, но и моторное масло в определенной пропорции. Что создает определённые сложности при заправке.  Так как необходимо смешивать масло с топливом в строгой пропорции (перелив и недолив ведут к серьезным последствиям). Но есть 2т моторы, оборудованные системой автомикс. Это значительно повышает ресурс двигателя и улучшает комфорт эксплуатации. Работает эта система следующим образом: масло заливается в бак, который расположен под крышкой двигателя, оттуда через шланг масло поступает к насосу, приводимому непосредственно коленчатым валом (соответственно мало не вытекает, когда мотор не работает). Этот насос дозированно нагнетает в впускной коллектор нужное количество 2т масла. Масло необходимо использовать специальное 2х тактное, потому как оно сгорает в камере сгорания. Мы рекомендуем использовать оригинальное масло производителя вашего ПЛМ. Также 2т моторы немного более шумные. Еще один недостаток – неспособность 2т мотора работать на низких оборотах. Он либо глохнет, либо теряет тягу. То есть, если у вас лодка допустим «Крым» и вы выбираете 2т мотор на 30 сил, то заниматься тролингом не выйдет. Минимальная скорость, которую сможет стабильно держать такой двигатель будет в районе 10 км/ч. На такой скорости маловероятно рыба захочет погнаться за приманкой. Но если Вы рыбалке предпочитаете отдых на воде, Вам это не важно. Конечно есть определенные приспособления для снижения скорости, но это и дополнительные траты. Это не касается маломощных двигателей (2.5 лс,5 лс,6 лс и 10 лс) они даже на оборотах не очень быстры. Но все это перебивает цена. Возьмем 15 сильные двигатели разного типа одного производителя:

SUZUKI DF 15 AS – 2700 уе

SUZUKI DT 15 AS – 1800 уе

Получается в полтора раза дешевле. Подытожим:

Плюсы: низкая стоимость, хорошие динамические характеристики, простота эксплуатации, простота восстановления после затопления, низкий вес, простота транспортировки, и самое главное – цена.

Минусы: высокий расход топлива, необходимость предварительного смешивания масла с топливом (в случае если нет системы автомикс), не высокий ресурс, не способность поддерживать низкую скорость (для троллинга и только с мощными 10лс+ моделями).

Четырехтактные – более сложные в техническом плане моторы. Но усложнение добавляет положительных качеств. Данный тип двс очень надежен, наделен высоким рессурсом, обладает низким расходом топлива, не требует смешивания бензина с маслом, но требует периодической замены моторного масла. Способен поддерживать минимальную скорость судна при любой мощности. Издает минимальный уровень шума, более экологичен. Но конечно есть и минусы.  Транспортировать такой мотор можно только на одной стороне (иначе масло с картера может либо попасть в камеру сгорания, либо вовсе вытечь). В случае затопления – потребуется визит в сервисный центр для устранения последствий. Обслуживание такого двс немного дороже и занимает больше времени. Цена за одну силу в полтора раза выше, чем у двухтактных моделей. Динамика ниже от 2Т компоновки. Но производители все-же делают ставку на 4Т – техснаряженность у них выше, могут быть укомплектованы гидротримом, зачастую инжекторные с бортовым компьютером. На приборы с таких двс выводятся все показатели двигателя (температура, давление масла, ошибки) Ну и в принципе, посмотрите на автомобили – все 4х тактные. Четырехтактники дороже, но более универсальные.

Плюсы: Высокая надежность, большой моторесурс, низкий расход топлива, простота в эксплуатации, низкий уровень шума, универсальность – подходит как для отдыха, так и для рыбалки, экологичность, высокий уровень технического оснащения.

Минусы: сложность транспортировки, сложность восстановления после затопления, необходимость периодического техобслуживания, динамика ниже чем у 2Т, более высокая цена.

 

Способ управления

 Также моторы отличаются по способу управления. Бывает румпельное и дистанционное. Разберем принципы работы, особенности и применение.

Румпельное. Из мотора входит сошка, на которой расположена ручка газа. Человек садится рядом с мотором, боком к нему и одной рукой управляет двигателем. Рычаг вперед - назад располагается на корпусе мотора. То есть, сначала включается передача, а потом регулируется уровень газа (бывают модели без трансмиссии вовсе и те у которых акселератор на корпусе, а румпель служит только для маневрирования, в основном мощность таких моторов ограничивается пятью лошадиными силами). Бывают также мультирумпельные системы. Созданы они по аналогии с дистанционным управлением. Поворачивая рукоятку газа вперед или назад, одновременно включается определенная передача и открывается дроссельная заслонка. Этот тип конечно удобен в эксплуатации, так как одним движением вы можете остановить либо начать движение вашей лодки. Зачастую на такой румпель выводятся контрольные лампы состояния мотора.

Румпельное управление в основном выбирают для рыбалки. Полный контроль над снастью становятся возможным благодаря тому, что водитель может держать в одной руке удочку, а второй управлять судном. Это позволяет быстро остановить судно и произвести подсечку.

Дистанционное. Технически более сложное, но определенно выше по комфорту эксплуатации. Для поворота двигателя используется рулевой редуктор с тросом нужной длинны (в комплект с мотором не входит). Передачами и дросселем управляет коммандер - устройство поставляется с мотором выглядит как коробка с рычагом. Перемещая рычаг назад или вперед, автоматически выбирается передача и возрастают обороты. В основном на коммандере устанавливается чека безопасности и замок зажигания. Связь между мотором и коммандером обеспечивает жгут электропроводки (входит в комплектацию) и два троса газ-реверс – покупаются отдельно.

В заводской комплектации коммандер в основном накладной, но бывают еще и врезные. Также к мощным ПЛМ выпускаются сенсорные коммандеры.

Дистанционное управление выбирают в основном любители отдыха на воде, для которых рыбалка не сама цель. Также для мощных моторов (выше 40 сил) по понятным причинам используют только дистанционное управление.

 

Система питания

Моторы бывают с непосредственным впрыском (инжекторные) и карбюраторные. Прямой впрыск присущ 4х – тактным, хотя бывают и 2Т модели. Явным преимуществом такого типа питания является надежность, экономичность и простота эксплуатации. Он не требует никаких настроек. Система сама регулирует холостой ход, качество смеси и прочие параметры. За все процессы отвечает ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Для диагностики достаточно подсоединиться к мотору через специальный сканер, и программа покажет текущие ошибки и неисправности. Также в нем храниться информация о наработанных моточасах.Холодний пуск в таких двс всегда легкий и не требует дополнительных действий.

Карбюраторная система питания не так надежна и экономична, но проста в обслуживании. Имея опыт работы с карбюраторной техникой, Вы всегда сможете настроить работу двигателя без посторонней помощи. Карбюратор менее прихотлив к топливу, но для запуска на холодную, Вам придётся поднять флажок подсоса (в некоторых моделях используется автоматический обогатитель) и вовремя его опустить.

Плюсы инжекторной системы – надежность, экономичность, простота эксплуатации.

Минусы – цена, высокие требования к топливу.

Плюсы карбюраторной системы – низкая стоимость, неприхотливость к топливу, ремонтопригодность в домашних условиях.

Минусы – низкая надежность, высокий расход топлива, потребность в периодическом обслуживании/настройке.

 

Длинна ноги (дейдвуда)

Дейдвуд или нога – это длинна от верха транцевой струбцины до антикавитационной пластины. Это параметр крайне важен, так как на прямую влияет на характеристики вашего судна. Двигатели бывают размеров S, L, X, XX и более длинные. Мотор подбирается по длине траца вашей лодки. Транец — это часть лодки, на которую крепится ПЛМ. Эти размеры в основном стандартны. В паспорте вашего судна указан этот параметр, но, если нет, его можно легко определить самому. Померяйте высоту транца рулеткой по центру лодки.

  • S – 381 мм. В основном для резиновых и советских лодок.
  • L – 508 мм. Для RIB среднего и большого размера, а также советских лодок при поднятии транца.
  • X– 635 мм. Для больших катеров с мощностью мотора 200 + лс.
  • XX– 762 мм. Для больших катеров с мощностью мотора 200 + лс.

Для советских лодок характерен транец под короткую ногу. Специалисты рекомендуют переделывать транец под размер L, мотивирую это тем, что при резком сбросе газа, низко посаженый мотор с короткой ногой (S), может залить собственной волной, движущейся за судном.

Один и тот же мотор может быть разной комплектации. Он может быть оснащен электротримом, электростартером, инжекторным впрыском и другими системами. Если с ижектором и элетростартером все понятно, то зачем нужен трим и стоит ли за него переплачивать, попробуем разобраться.

Электротрим – это гидро – электрическая система способная поднимать и опускать мотор относительно судна с помощью электронасоса и гидравлической стойки. При наличии такой системы, для вас открываются новые возможности. Например, при выходе на мелководье вам достаточно просто нажать на кнопку и изменить угол наклона мотора, чтоб он не цеплял дно прямо на ходу. Также при максимальных оборотах вы можете ускорится, просто изменив угол атаки.  Ну и конечно постановка на стоянку с такой системой максимально облегчается. Чтоб поднять мотор из воды от вас потребуется всего одно нажатие кнопки.

Итог. Для правильного выбора ПЛМ от вас требуется совсем не много. Тип и марка плав средства, предпочтения и ваши пожелания. Если вы четко понимаете свои потребности и бюджет, выбрать лодочный мотор становится очень просто. Наши специалисты Вам в этом с удовольствием помогут.